Чем занимается отдел маркетинга

26 февраля 2024

Внедрение отдела маркетинга требуется как крупным, так и мелким компаниям. Владельцы небольшого бизнеса часто занимаются продвижением товаров/услуг самостоятельно, а иногда распределяют новые обязанности между сотрудниками фирмы, которые и без того выполняют множество задач. На крупных предприятиях даже такой сценарий представить сложно. Грамотное развитие маркетинга возможно лишь при условии привлечения профессионалов: собственный маркетинговый отдел позаботится о том, чтобы бизнес приносил ожидаемый доход.

Зона ответственности отдела маркетинга

Маркетинговый отдел отвечает за создание благоприятных условий для развития бренда: чтобы продукт соответствовал потребностям аудитории, выделялся на фоне предложений конкурентов и, как результат, был продаваемым. Через отдел рекламы и маркетинга компания выстраивает коммуникацию с потребителем. Более того, маркетинг-команда выступает «переводчиком» для обеих сторон. После исследования рынка специалисты понимают, с какой стороны подойти к потенциальным клиентам, и как за короткий срок конвертировать их в реальных.

Чем занимается отдел маркетинга на предприятии? Не только управлением рекламными процессами, как многие привыкли считать. В обязанности сотрудников подразделения входит стратегическое планирование — разработка уникального пути, так называемого «трека», движение по которому приведет компанию к желаемой цели. Можно сказать, что на отделе маркетинга держится весь бизнес, но лишь в том случае, если он слаженно работает с отделом продаж.

Почему маркетологи и продажники — лучшие друзья

Поскольку отделы маркетинга и продаж тесно связаны, их функции часто путают. Деятельность подразделений направлена на достижение общего результата — повышение доходов компании с сохранением уверенной динамики роста в течение длительного периода. Работа маркетологов заключается в подготовке почвы для продаж: будучи прекрасными стратегами, они просчитывают каждый шаг на пути к поставленной цели, и всегда участвуют в реализации своего плана. А вот доведение товара/услуги до потребителя — это уже обязанность менеджера по продажам.

Задача маркетингового отдела предприятия состоит в том, чтобы не просто вдохновить потенциального клиента, а довести его до кондиции. Разработанная маркетинговая стратегия должна быть нацелена на максимальный прогрев ЦА: нужно убедить человека в том, что продукт решит все его боли, и, таким образом, не оставить иного выбора, кроме как совершить покупку.

Руководству следует четко понимать, за что отвечает отдел маркетинга, а что находится в зоне ответственности отдела продаж, иначе каждый начнет перетягивать одеяло на себя. Для ведения эффективных продаж подразделения должны хотя бы минимально взаимодействовать, в идеале — наладить систематическое общение, чтобы решать проблемы сообща. Например, продажник может попросить маркетолога скорректировать стратегию, если вдруг увидит, что она работает недостаточно хорошо. Это позволит компании избежать репутационных и финансовых потерь.

отдел маркетинга

Ключевые цели маркетингового отдела

Всем известны конечные цели маркетинга — увеличение выручки и развитие бизнеса. Однако существуют и промежуточные, конкретные цели, которые устанавливают вектор движения для маркетинг-команды, и, впоследствии, ложатся в основу маркетинговой стратегии. Независимо от направления, результатом правильно выстроенной работы являются самостоятельные продажи: когда компания узнает своего потребителя настолько хорошо, что предлагает ему именно то, что он хочет. Ниже рассмотрим, какие задачи развития предприятия решает отдел маркетинга.

Повышение узнаваемости бренда

Повсеместная реклама редко приносит результат, если человек ничего не слышал о компании. Что делает отдел маркетинга для раскрутки бренда? Занимается брендингом — созданием положительного образа фирмы, который прочно засядет в сознании потенциальных клиентов, и сработает в нужный момент. Для этого важно регулярно размещать на сайте/в соцсетях контент о бренде, делиться бесплатными материалами с аудиторией, предлагать программы лояльности и т. д. Под разные сегменты ЦА маркетологи разрабатывают индивидуальный подход.

Увеличение продаж компании

Для продвижения бренда и стимулирования продаж отдел маркетинга направляет все силы на привлечение лида — заинтересованной аудитории. Лидогенерация происходит с помощью форм на сайте, онлайн-чатов, страниц компании в соцсетях и лид-магнитов. Лиды ближе к покупке, чем обычные потенциальные клиенты, но также нуждаются в прогреве: с ними часто взаимодействуют через email-рассылки, реже — посредством телефонных звонков. Если пользователь оставил свои контакты, значит его не испугает даже реклама «в лоб», хотя злоупотреблять этим не советуем.

Формирование образа идейного лидера

Люди доверяют компаниям, которые доказали экспертность в какой-либо нише: они считают такое сотрудничество эксклюзивным, и чувствуют, что получают лучшее из всего, что доступно на рынке. Чем занимается маркетинговый отдел, чтобы вывести бизнес на новый уровень? Прежде всего, определяет «фишку» бренда, а после выбирает подходящий формат общения с аудиторией и площадки для размещения экспертного контента. Специалисты маркетинг-команды готовят стратегию повышения лояльности клиентов, адаптированную под конкретный бизнес.

Взращивание потребительской ценности

Потребительская ценность — соотношение преимуществ товара/услуги к затратам на его покупку. То есть, чем лучше качество и ниже стоимость, тем ценнее продукция для клиента. Какой продукт называют качественным? Учитывается много характеристик, включая имидж компании, уровень обслуживания и гарантийные условия. Затраты как финансовые, так и временные. Чтобы бренд стал привлекательным для аудитории, потребительскую ценность продукции нужно регулировать — сделать выше, чем у конкурентов. Это входит в задачи отдела маркетинга на предприятии.

Какие функции возлагаются на маркетинговое подразделение

Если говорить глобально, маркетинг-команда работает над формированием бренда, который в будущем должен приносить стабильный доход. Но чем конкретно занимается отдел маркетинга в компании? Рассмотрим функции, распределяемые между сотрудниками подразделения.

Аналитическая работа

Организация сбора данных с последующим их анализом — фундамент, на котором строится работа всего маркетингового отдела. Аналитическая функция предполагает проведение исследований по двум направлениям: целевая аудитория и конкуренты. Специалисты определяют потребности ЦА, оценивают уровень конкуренции, выявляют сильные и слабые стороны «соперников». Поскольку любой бизнес нуждается в развитии, задача отдела маркетинга в компании — всегда быть в курсе рыночных тенденций. Это не одноразовое исследование, а постоянный мониторинг рынка.

Планирование маркетинговой деятельности

Опираясь на стратегические задачи бизнеса, маркетолог разрабатывает комплекс маркетинговых действий — стратегию. Сначала он сегментирует целевую аудиторию, затем под каждый сегмент создает ценностное предложение и определяет каналы коммуникации. Контроль достижения целей обеспечивают показатели эффективности (KPI): если промежуточные метрики указывают на отклонение от курса, подход корректируется. Согласно функции, результатом работы отдела маркетинга является описание пошаговой реализации стратегии в маркетинговом плане.

Управление рекламой

Функция заключается в реализации маркетинговой стратегии на практике. Чтобы стимулировать сбыт товаров/услуг отдел маркетинга организует соответствующие мероприятия: рекламные кампании в поиске (Яндекс, Google), раскрутку в соцсетях (SMM), поисковое продвижение (SEO) и т. д. Реклама будет приносить «плоды», если регулярно мониторить результаты и оптимизировать проекты. Этим должны заниматься люди, имеющие опыт работы с конкретными инструментами интернет-маркетинга. На данном этапе также начинается взаимодействие с продажниками.

Поиск каналов продвижения и рынков сбыта

При постановке новых стратегических целей заново выстраивается ассортиментная политика и разрабатывается стратегия ценообразования. Чем сотрудники отдела маркетинга занимаются в первую очередь? Ищут другие рынки, например, после расширения ассортимента продукции или изменения позиционирования бренда. Если выход на новый рынок обусловлен изменениями в стратегии и является нечастым явлением, то работа с маркетинговыми каналами непрерывна: бесперспективные каналы отключаются, а вместо них тестируют более «продвинутые».

Планирование продуктовой линейки

Чтобы «обойти» конкурентов, или же выйти на более прибыльный рынок, может потребоваться корректировка ассортимента. Функция планирования означает, что отдел маркетинга и рекламы ликвидирует убыточные товары/услуги, и направляет ресурсы на создание новой ассортиментной линейки. Но это не единственный сценарий. Некоторую продукцию можно улучшить, например, адаптировать под текущие тренды. Специалисты анализируют продуктовый портфель компании, выявляют в нем проблемные области, затем выбирают наиболее выгодные пути решения.

Оценка маркетинговых усилий

Для оценки успешности своей деятельности подразделение готовит отчет, отражающий реальное положение дел: он позволяет увидеть, работает ли внедренная стратегия, какие маркетинговые инструменты оказались максимально эффективными и многое другое. Показатели (метрики) для оценки — личный выбор каждой компании, но одним из важнейших является возврат инвестиций (ROI). Метрика показывает отношение прибыли к изначальным вложениям. Если продажи растут, значит команда сработала отлично, если нет — нужно найти «дыры» в стратегии и закрыть их.

Состав маркетингового отдела на предприятии

Маркетинговое подразделение относится к коммерческому департаменту, а его руководитель подчиняется исполнительному директору. Зачастую структура отдела маркетинга определяется размером предприятия, и предполагает изменение количества человек в группе. Для среднего бизнеса нанимают стандартную команду из 4−10 специалистов, для малого бывает достаточно и одного маркетолога. Универсальной схемы построения оргструктуры не существует, но есть базовые должности, благодаря которым отдел маркетинга сможет работать полноценно.

  • Маркетолог. Он же маркетолог-стратег. Занимается разработкой долгосрочного плана развития бизнеса (стратегии), а также устанавливает контроль за его реализацией.
  • Рекламный менеджер. В его обязанности входит организация продвижения продукции на рынке, включая поиск каналов коммуникации, общение с партнерами и т. д.
  • Таргетолог и контекстолог. Первый настраивает рекламу в социальных сетях, второй запускает рекламные кампании в поисковых системах (Google и Яндекс).
  • SEO-специалист. Отвечает за продвижение сайта в интернете. Его работа заключается в разработке СЕО-стратегии, написании ТЗ для копирайтеров, контроле KPI проекта и т. д.
  • Контент-менеджер. Ответственен за доработку контента, а также его публикацию на всех каналах, где присутствует бренд: страницы в соцсетях, официальный сайт, личный блог.
  • SMM-специалист. Занимается ведением страниц компании в социальных сетях: пишет тематические посты, выстраивает общение с аудиторией, реагирует на жалобы клиентов.
  • Копирайтер. Подготавливает текстовые материалы для коммерческих страниц, блогов и соцсетей. Это человек, который создает так называемый tone of voice (голос бренда).
  • Дизайнер. Разрабатывает графическое оформление материалов с учетом фирменного стиля компании. Это могут быть как иллюстрации для сайта, так и рекламные баннеры.
  • Аналитик. Его ответственность — исследование рынка, тестирование гипотез и анализ бизнес-процессов. Он готовит «умные» отчеты, также известные как дашборды.

Почему важно построить собственный отдел маркетинга

Нужна ли маркетинговая служба на предприятии? Каждый решает сам. Если фирма только что открылась, запуск отдела маркетинга даже с небольшим составом (3−5 человек) может создать серьезную нагрузку на бюджет, и, в итоге, погубить бизнес. Какое-то время молодая компания сможет обходиться без помощи маркетинг-команды, но как только возникнет необходимость в оптимизации маркетинговых процессов, сформировать такое подразделение все же придется.

Разберем преимущества построения полноценного отдела маркетинга в компании.

  • Максимальное погружение в продукт. Штатные сотрудники знакомы со спецификой бизнеса, поскольку непрерывно анализируют работу предприятия. Они знают, какое решение будет верным в конкретном случае: корректируют стратегию, основываясь на накопленном опыте компании и результатах тестирования разных инструментов.
  • Оперативное решение проблем. Специалистам проще действовать в форс-мажорных ситуациях, ведь они уже изучили продукт «вдоль и поперек». Это обеспечивает быстрое принятие правильных решений. Плюс, маркетинговая служба взаимодействует с другими отделами фирмы, поэтому может в любой момент обратиться к нужному работнику.
  • Контроль работы маркетинг-команды. Собственный отдел маркетинга всегда «на связи», даже если сотрудники на удаленке, а процесс их работы легко отслеживается на любом этапе. Для руководства это лучший формат сотрудничества, потому как воздействовать на свою команду проще, чем на агентство, как и искать «крайних» в проблемных ситуациях.

Очевидно, что маркетинговое подразделение лучше, чем маркетинг на аутсорсе. Но есть один нюанс — перестройка оргструктуры компании после открытия отдела маркетинга требует затрат, и немалых. Помимо расходов на зарплаты сотрудникам, колоссальные суммы будут уходить на изменение устоявшихся бизнес-процессов. Это рискованная затея, но она имеет шансы на успех: при грамотном подходе к созданию команды вложения быстро окупятся.

Мечтаете о крутом отделе маркетинга инхаус? Академия «Бизнес Катализатор» к вашим услугам: подключите опытного бизнес-трекера, и получите самостоятельный  маркетинговый отдел под ключ, которая поможет компании развиваться на рынке более уверенно. Практикум Marketing Money Machine станет глотком свежего воздуха для предпринимателей малого бизнеса, независимо от того, как хорошо они продают сейчас. Мы уверены, что всегда можно достичь лучшего результата!

Онлайн-экскурсия в отдел маркетинга
Как выглядит крутой отдел маркетинга, как практикум поможет сделать такой же, сколько он стоит.
ФИО
Телефон
Эл.почта

 

ТОП-15 документов
Для внедрения в твой отдел маркетинга
Забирай в
Онлайн-экскурсия
в отдел маркетинга
«Бизнес Катализатора»
Другие статьи